01:13 В ней мощь нетления | |
Поиск прекрасного, вопрос о его выражении — та проблема, которая дает нам право рассматривать стихотворение Жуковского как эстетический манифест поэта. Как и «Невыразимое» Жуковского, стихотворение Случевского «Неуловимое» является эстетическим кредо художника. Оно посвящено цели и назначению искусства, которое должно обратить внимание на сокровенные тайники человеческой жизни, уловить неуловимое. В отличие от «Невыразимого» Жуковского, где нет строфического деления, «Неуловимое» Случевского состоит из пяти метрически равных строф: шестистопный ямб с цезурой после третьей стопы. Условно стихотворение можно разделить на два фрагмента. Первый совпадает с первой строфой, в нем намечаются оба мира — видимый и внутрен- Неуловимое порою уловимо, Как ветер, как роса, как звук или кристалл! Все уловимое скорей проходит мимо, Чем чувство, мысль, мечта, сомненье, идеал! Если первый фрагмент равнялся двум предложениям, то второй имеет более сложное построение. Он представляет собой подробное описание каждого из двух миров, и, таким образом, последние четыре строфы также, в свою очередь, распадаются на две части: первая — видимый мир: Бог создал не один, а два великих мира: Мир, видимый для нас, весь в красках и чертах, Мир тяготения! От камня до эфира Он в подчинении, в бессилье Вторая часть — мир внутренний: Но подле мир другой! Из мысли человека От века рожденный, он, что ни день, растет! Для мысли дебрей нет, и ей везде просека, И тяготения она не признает. В ней мощь нетления! Повсюду проступая, Мысль свой особый мир в подлунной создала, И в нем она вершит, мысль Бога воплощая,— Нерукотворные и вечные дела! Она порой грешит, смутясь А все же, кажется, что в недра душ людских, В нас корни некие спускаются от неба, Свидетели судеб и сил совсем В первом стихе второго фрагмента находится та доминанта («два мира»), объяснение которой дается в дальнейшем. | |
|