01:12 Русской почве впервые оригинально | |
Сам Случевский придавал этому стихотворению особое, программное значение: он открыл им свое единственное прижизненное собрание сочинений 1898 года. Факт этот говорит о многом, если учесть, что автор отрицал хронологический принцип, но уделял большое внимание тематическому распределению стихов. Один из критиков 90-х годов писал о «Неуловимом»: «Это — чисто русское, даже северно- русское миросозерцание. Следы его можно заметить уже в лирике таких поэтов, как Ф. Тютчев, Ап. Григорьев, А. Фет. Но всего ярче оно у К. Случевского». Однако идеи трансцендентальной философии, которые имеет в виду критик, существовали уже давно. Они были свойственны всему романтическому направлению, но на русской почве впервые оригинально выразились у Василия Жуковского, поэтому он по праву должен открывать ряд названных выше поэтов. Стихотворение Жуковского «Невыразимое» написано в 1819 году, когда особенно ярко проявлялся его интерес к штюр- мерской и романтической литературе. Менее чем за месяц до создания «Невыразимого» поэт перевел стихотворение Ф. Шеллинга «К мимопроле- тевшему знакомому гению», а еще раньше, в 1818 году, издал переводы И. В. Гёте, Ф. Шиллера, делал «Выписки из произведений немецкой эстетики и критики». Все это оказало определенное влияние на его поэзию. Поэтика и смысл «Невыразимого» уже анализировались нашими крупными учеными (Г. Гуковский, Ю. Манн). Поэтому коснемся только взглядов Жуковского на предмет и возможности искусства, выраженных в стихотворении. Для Жуковского природа и искусство неразрывно связаны. | |
|