02:05 Холод и пустоту смерти | |
Историки культуры и палеог- рафы с огромным внимани- ем разбирают процарапанные знаки и письмена на древних памятниках, которые несут из CrJYl Студенческий меридиан далеких веков тени надежд и сокровенных мыслей предков. О чем же расскажут будущим исследователям нашей жизни обнаруженные на древних стенах и фресках «граффити» такого содержания: «Для двух бравых солдат дембель неизбежен»... Таких «посланий», густой пеленой покрывающих стены и фрески Давидгаред- жи, многие тысячи. В судьбе древних памятников эти следы, оставленные солдатами частей, проходивших боевую выучку на гареджийском артполигоне, играют особую роль. Невосполнимый урон, нанесенный уникальным историческим ценностям, стал неотвратимым следствием нравственной тупости и одичалости наших сверстников. В течение веков истребительные войны огнем и мечом сотни раз прокатывались по многострадальной грузинской земле, оставляя холод и пустоту смерти и разрушения. Не раз сгорали дотла монастырские постройки Давидгареджи, разбредались уцелевшие иноки... В XVII веке шах Аббас, как гласит предание, в одну пасхальную ночь умертвил 6 тысяч монахов... Но каждый раз древняя святыня грузинского народа восставала из пепла, заново отстраивались храмы и кельи, собиралась монастырская братия, и в прозрачном горном воздухе тихо таяли слова молитв «о мире всего мира»... Понятие секретности в ар мии основополагающее — может превратиться иногда в непроницаемую завесу, способную скрыть любую халатность или нечто худшее. Но артиллерийский полигон в Гаредже не относился к разряду сверхсекретных объектов. | |
|