04:38 И бездна нам обнажена | |
Достоевский устами Ивана Карамазова выворачивает мысль наизнанку: «Нет добродетели, если нет бессмертия». То же, да не то. И сразу в бесспорной и невозмутимой формуле Эразма отверзается бездна. И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами — Вот отчего нам ночь страшна! «Труден и трагичен путь сво Диатриба, или Рассуждение о свободе воли. Мартин Лютер. О рабстве воли,— В кн.: Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., «Наука», 1987. Там же см. одно из немногих дошедших до нас сочинений Пелагия — «Послание к Деметриаде». 2 Там же, с. 233 3 T ю т ч е в Ф. День и ночь. 4 Николай Бердяев. Смысл истории. Изд. 2-е. Париж, 1969, с. 243. боды»,— пишет Бердяев, потому и происходят в истории «срывы с пути свободы на пути принуждения и необходимости. Вся человеческая история наполнена такими соблазнами, от соблазнов принудительной католической или византийской теократии до соблазнов принудительного социализма» 4. Это ведь уже совсем актуально, не так ли? Из сферы абстракций конфликт переместился в мир реальной и жестокой борьбы. Умирает маленький Роджер в угоду попеременно водружаемым на пьедестал идолам — не отголосок ли это знаменитой диалектики Достоевского о слезинке замученного ребенка? Никакая мировая гармония не оправдывает невинного страдания, напротив — она сама нуждается в оправдании. Где же выход из круга? А не чудится ли нам в самом этом вопросе жажда Окончательного Решения? А ведь оно оттуда, из отверзшейся бездны, дышит еще не остывшими печами крематориев, мертвенным мраком ГУЛАГа, смрадом тоталитар- щины. | |
|