01:13 Человека своими | |
Искусство не существует без природы, и поэзия как вид искусства должна изображать природу — для этого у нее находятся сло- Что видимо очам — сей пламень облаков, По небу тихому летящих, Сие дрожанье вод блестящих, Сии картины берегов В пожаре пышного заката — Сии столь яркие черты — Легко их ловит мысль крылата, И есть слова для их блестящей красоты. Живописуя природу, поэт облекает ее бесконечной идеей, поэтому конкретный пейзаж теряет прямое значение, и каждая его деталь приобретает символическую окраску. Становясь предметом субъективного восприятия, природа сама как бы наделяется душевными переживаниями. Она волнует человека своими таинствами, и он, ища ответа на это волнение, одухотворяет ее. Природа у Жуковского, по выражению Белинского, становится романтической, «дышащей таинственной силой души и сердца». Она скрывает за видимыми явлениями свою загадочную сущность и потому представляется двойственной. Но в то же время для Жуковского круг: Бог — душа — природа — искусство — замкнут. У него все тесно взаимосвязано и переплетено. В минуту вдохновения поэт чувствует красоту этого единства, хочет запечатлеть его, но — напрасно: Но льзя ли в мертвое живое передать? Кто мог создание в словах пересоздать? Невыразимое подвластно ль выраженью?.. Прекрасное — вот то, что действительно невыразимо: «Величественное зрелище природы, еще более величественное зрелище души человеческой, счастья и еще более несчастия дают нам ощущения прекрасного». Прав Ю. Манн, когда говорит, что «истинно прекрасному противостоит не просто его несуществование, но его существование неполное, невыраженное и невыразимое». | |
|