04:37 Адекватна взглядам самого | |
Чашка, всякий раз распыляемая на молекулы, мебель, выдвигающаяся из стен по мере надобности... Когда-то, в эпоху всеобщего упоения прогрессом, все это умиляло нас, казалось разумным и в высшей степени комфортным. Но почему у Бёрджесса эти подробности производят зловещее впечатление, почему нам уже не хочется в такое будущее? Холоден, беспросветен и жесток мир, нарисованный Энтони Бёрджессом в романе «Жаждущее семя». Впрочем, к нему не приложимы какие бы то ни было моральные оценки — он весь за гранью. Это одна из самых мрачных утопий XX века. И невозможно избавиться от ощущения, что вовсе не о далеком будущем идет речь: все это было, а значит, может быть. Трудно сказать, в какой мере концепция «колеса истории», излагаемая главным героем, адекватна взглядам самого автора. А вот философская проблема, из которой она проистекает, является, вне всякого сомнения, фундаментальной для Бёрджесса. Это проблема сво- Не вдаваясь в излишние подробности, Бёрджесс отсылает нас непосредственно к первоисточнику — полемике Августина и Пелагия. Без малого пятнадцать веков человечество мучительно решает все ту же дилем му, в духе то одного оппонента, то другого, и в этом смысле в модели Бёрджесса есть глубинная правда. В эпоху Реформации спор о свободе воли вели Эразм и Лютер , из более близких по времени вех укажем на «Легенду о Великом Инквизиторе», а собственно, и на весь роман «Братья Карамазовы» и на книгу Николая Бердяева «О рабстве и свободе человека». Суть дилеммы с кристальной ясностью выразил Эразм: «Если нет свободы, то нет'и греха»2. | |
|