02:42 Будь у негр | |
Вот и прояснилась его роль в группе: он — источник информации и идей. Значит — идеолог. Но собственных идей у него нет, все — заемные; он их просто тиражирует. И эта несамостоятельность становится самым уязвимым аспектом его позиции. Пока он выражает себя в монологе — у него все в порядке; но едва начинается общение (диалог) — он теряет устойчивость. Ведь собственных мыслей у него нет, он может опереться только на память, а она — даже самая обширная и оперативная — не в силах угнаться за многообразием житейских ситуаций. Как же вывернуться нашему герою, чтобы не потерять лицо? Очень просто: он хитрит. Так что запомните: хитрость — это компенсация несамостоятельности мышления. Он обманщик поневоле. Ум выделяет его из группы. Была б у него критичность получше, он бы, пожалуй, сумел бы удержаться в тени. При этом — сохраняя роль идеолога — он стал бы и теневым (значит, истинным) лидером группы. Но ложное чувство собственного превосходства выносит его вперед. Его мизансцена соответствует его энергопотенциалу — она коротка. Выговорившись, он теряет опору, и когда начинается диалог, он оказывается перед необходимостью создавать эту опору собственными руками (простите — языком). И он начинает блефовать. Будь у негр побольше энергии, он, как умный человек, легко бы сообразил, что не рискует ничем — и это бы придало ему и сил, и уверенности и позволило бы ему претендовать на роль лидера. Но сил нет, он боится разоблачения — и это губит его. Группа ощущает в нем неполноценность (а может быть, и осознает, что это страх, если в группе найдется еще один умный человек, который в борьбе за лидерство назовет его ахиллесову пяту ее собственным именем), — и пренебрегает им. | |
|